Антиквариат, предметы искусства и                коллекционирования   в Чувашии. Реставрация.                                                                               

 

  

   Сайт ЭБЦ "Караш" 

Сайт "Просторы Чувашии"

 Сайт Клуба любителей кошек "Алиса"  Форум  блоги коллекционеров Чувашии  Блоги реставраторов, мастеров, художников  Чувашии Контакты. Клуб коллекционеров 

 (Приносим извинения за неудобства, проект в стадии разработки)

Контакты. Клуб коллекционеров Чувашшии, место встречи.

Автор проекта:

Нараткина Марина, автор проекта,

e-mail:                                            catclubalisa@yandex.ru

Skype:  mairmeimei

Тел.: 8 909 303 71 51

 Мы с благодарностью примем замечания, предложения, пожелания по развитию и работе нашего проекта!

Пишите: catclubalisa@yandex.ru

 

 Блошиные рынки в мире и в Чувашии  - история и современность:

   
Блошиный рынок - что это вообще такое?

Согласно распространенной версии, термин «блошиный рынок»

(flea market, marche aux puces) восходит к парижским рынкам конца XIX в., где торговали старыми вещами, в частности одеждой, вместе с которыми покупатель приобретал изрядное количество блох. Сейчас существует множество различных форматов, в которых можно сбывать и приобретать подержанные вещи. Помимо традиционных рынков, которые работают регулярно и зачастую расположены в одном и том же месте, существуют, например, так называемые car boot sales (распродажа из багажника), особенно распространенные в Великобритании и Австралии; yard sales (распродажа во дворе), популярные в США; swap meets – иногда это выражение также используется как синоним «блошиного рынка» - обычно разовые локальные коллективные мероприятия, посвященные торговле и обмену старыми вещами.

        

In London, England, the New Caladonian Market (aka Bermodsey Market)
Фото: www.ratestogo.com/blog/best-flea-markets

 Блошиный рынок в современном понимании обычно предполагает регулярность, развлекательность (его часто определяют не столько как место торговли, сколько как «мероприятие») и отсутствие установленных цен, то есть возможность поторговаться и приобрести что-то дёшево. Представленные там товары необязательно старые или подержанные. Скажем, в США многие производители используют блошиные рынки, чтобы продвигать свою продукцию, предлагая купить ее со скидкой. Под продукцией понимается что угодно – начиная с продуктов питания, заканчивая автомобилями. Кроме того, некоторые торговцы блошиных рынков выступают посредниками между производителями и покупателями (чаще всего в случае с промыслом и рукоделием, когда они закупают соответствующие изделия у мастеров и продают их на рынке).                              

Основной массив товаров, тем не менее, представлен старыми вещами, в том числе коллекционными, хотя еще не антикварными. Граница между антиквариатом и коллекционными товарами, впрочем, довольно зыбкая, так что в разных обстоятельствах торговцы представляют товар в наиболее подходящем для ситуации формате. В частности, недорогие коллекционные товары на блошиных рынках периодически закупают владельцы антикварных лавок и продают их потом у себя гораздо дороже.

Есть люди, которые посещают блошиные рынки специально для того, чтобы найти там вышедшие из употребления предметы и выяснить их назначение. В дизайнерском колледже Университета Торонто один преподаватель ведет целый курс, посвященный таким вещам. Одним из важных источников материала для своих лекций он считает блошиные рынки.

С распространением Интернета появилось выражение «онлайновый блошиный рынок» (online flea market), которое применимо практически к любому сайту, где предлагаются подержанные вещи (в частности, к аукционам вроде eBay). С настоящим блошиным рынком такие сайты роднит дешевизна и возможность приобрести старые товары, в частности те, которые уже сняты с производства. Но в этом случае отсутствует одна существенная характеристика блошиного рынка – «развлекательность», за счет которой его относят к мероприятиям.

Развлекательность формируется за счет непосредственного общения с продавцом, не связанного напрямую с приобретением товара, спонтанность покупок, возможность подержать вещи в руках, не покупая их, возможность встретиться и провести время со знакомыми (для тех, кто регулярно посещает блошиные рынки). Компромиссный вариант в этом случае – сайты некоторых развитых блошиных рынков, где можно ознакомиться с ассортиментом и иногда приобрести товар онлайн.
Блошиные рынки можно условно разделить на два типа: старые, не в последнюю очередь представляющие собой туристическую достопримечательность, и новые, которые возникают потому, что такая форма торговли популярна среди местного населения.

К первому типу можно, например, отнести парижские блошиные рынки, которые ценят, прежде всего, за старину, традиционность и большой выбор причудливых товаров (пустые консервные банки из-под советской икры, например).

К рынкам нового образца можно отнести некоторые американские – в Нью-Йорке, скажем, в последние годы появилось несколько больших блошиных рынков. Новые рынки значительно отличаются от своих исторических предшественников. Они обычно находятся в крытых помещениях, при них есть кафе, парковки, разнообразные развлечения (в том числе телеэкраны, на которых можно смотреть видео); там можно расплачиваться пластиковыми картами, а все желающие включаются в электронную рассылку и получают уведомления о новшествах. Они начинают всё больше напоминать торговые центры, и некоторые посетители усматривают в этом недостаток, потому что, во-первых, утрачивается любимая многими атмосфера рынка, а во-вторых, дорожает аренда торговых мест и, соответственно, товары. Бывают также кочующие (например, в пределах штата) рынки. Узнать о расписании и географическом положении мероприятий можно на соответствующих сайтах.

В США блошиные рынки появились в середине 1950-х гг. и с тех пор их популярность стабильно возрастала. С 1980-х гг. начали регулярно появляться исследования этого феномена, хотя даже авторы работ, опубликованных в конце 2000-х гг., жалуются, что по их теме написано очень мало, а материал слишком обширный.

В середине 1980-х гг. социокультурное обследование блошиных рынков предпринял маркетолог Джон Шерри (John F. Sherry Jr.). Он долгое время собирал данные по разным рынкам, причем ради точности наблюдений сам выступал в роли то покупателя, то торговца. Статья по итогам исследования была опубликована в 1989 г. Для описания феномена блошиного рынка, он использовал двухмерную модель, в которой разделил разные явления, пользуясь осями: «формальное – неформальное» и «экономическое – праздничное». Сочетание неформальности и праздничности дает близкие рынкам уличные представления, карнавалы и местные гуляния. Сочетание формальности и праздничности – организованные развлечения и аукционы. Сочетание экономическое-формальное – фондовые биржи и супермаркеты. Наконец, сочетание экономическое-неформальное напоминает о близкой практике торговли старыми вещами во дворах и феномене теневой экономики.

Проводились и более прикладные исследования, основанные на сопоставлении распространенных представлений о современных блошиных рынках с фактическими данными. В конце 1998 г. был опубликован отчет об исследованиях Марты Макенэлли (Martha R. McEnally) из Университета Северной Каролины. Результаты показали, например, что
среди посетителей блошиных рынков нет отчетливо преобладающих специфических групп населения, тогда как считалось, что туда за покупками приходят преимущественно малообеспеченные пожилые люди.

Напротив, людей старше 65 лет было сравнительно меньше, чем прочих, и в основном это были представители слоев с высоким уровнем дохода. Среди покупателей можно было выделить группу людей, которые регулярно посещают несколько блошиных рынков в поисках коллекционных и антикварных товаров. Главной привлекательной чертой блошиных рынков оказалось разнообразие товаров и многочисленность торговцев, в то время как повышение комфортности многие воспринимали отрицательно.

Популярность блошиных рынков, по мнению автора исследования, не в последнюю очередь связана с желанием участников дистанцироваться, с одной стороны, от практики покупок в торговых центрах, где продавцы мало знают о своем товаре и не заинтересованы в живом общении с покупателями, а с другой стороны, от распространяющейся практики онлайн-покупок. При этом популярность блошиных рынков никак не сказывается и не скажется на популярности более конвенциональных форм торговли, так как они предлагают преимущественно вышедшие из употребления товары и воспринимаются как способ проведения досуга, в то время как за новыми вещами люди всё равно будут обращаться в магазины.

Источник информации: информпортал Полит. ру  "Барахло для эстетов"


 О чебоксарских блошках - немного истории:                                                                                                                                                    

В советские годы всеобщего днфицита люди часто приобреьали вещи в комиссионных магазинах. В старых Чебоксарах на Красной площади их было целых два. Сдавали туда люди вещи как ненужные для себя, так и дорогие сердцу, памяти - в случае нужды в деньгах. 

Продать и купить разные вещи  можно было и на рынке Южного поселка (когда там началась торговля,- я так и не выяснила, во всяком случае, в 70-ые-80-ые годы, помимо старых вещей, туда ездили многие жители Чебоксар за модными западными вещами, джинсами, батниками (помните, в кино "Служебный роман":"Вот, батничек достала!") у фарцовщиков.  Подержанную мебель еще не так давно можно было продать и купить в комиссионном магазине на проспекте Мира, потом его закрыли.
А книги (они тоже были дефицитом) покупали или меняли в советские времена  в клубе агрегатного завода. Там же можно было обменять марки, значки, монеты. 

Чебоксарские коллекционеры и любители старины до сих пор  собираются  там  по   средам,в 15.00.  Если на Западе развивается yard sales (распродажа во дворе), то в Чебоксарах и в других городках России активно развмвается "скупка во дворе", когда заранее на подъездах развешиваются объявления, и в назначенное время  подъезжают собиратели, коллекционеры или просто перекупщики часов, статуэток и разных старинных вещей, которые затем перепродаются или меняются в воскресенье на Южной барахолке  ("блошкой" ее у нас как-то никогда не принято было называть).                                                                                                                                             

 В последнее время там происходят значительные изменения, что не может не волновать жителей города, а также тех. кому не безразлична его история. Некоторым  может показаться странным интерес к такому «низменному» месту:

«Фи!»- брезгливо подожмут они губы. Тем не менее игнорировать тот факт, что блошиные рынки во всем мире  - это «душа народная», где можно купить весьма интересные вещи по бросовой цене, - значит варварски относиться к истории и к культурному наследию. На цивилизованном западе, где к предметам старины и истории прямо-таки трепетное отношение, это прекрасно понимали,  такие места благоустраивали и постепенно превращали скорее в место общения людей по интересам. Кстати, и в России, и  в Чебоксарах наблюдается тенденция возрастания интереса к предметам старины и истории.

Недаром барахолки носят название насекомого, к которому у людей было двоякое отношение. С одной стороны, блохи, безусловно. - переносчики болезней и всякой заразы, признак антисанитарии (слава современным средствам, сегодня от наиболее опасных видов синантропных блох человеческое общество практически избавлено), с другой, неотъемлеиая часть старого человеческого быта, истории и литературы (как Левша блоху подковал, помните?), и даже романтических любовных историй.  Любовные игры во времена прекрасных дам и отважных мушкетёров начинались частенько так – прекрасная дама делала вид, что её укусила блоха, её возлюбленный искал блоху и постепенно раздевал даму. Блох было так много, что французские франты и их дамы носили на груди специальную вилочку с подвижными зубцами для ловли надоедливых насекомых (такие можно увидеть  в Эрмитаже), а в обширных париках дам маскировали специальные миниатюрные блохоловки, где кусочек шерсти с кровью привлекал блох. Тогда же изобрели и шёлковое бельё. А знаете почему? Дело в том, что блохи неспособны зацепляться за шёлк. Подумать только, что изобретением шелка человечество обязано… блохе! Блох также дрессировали, существовали даже «блошиные цирки».
Кстати, пойманную блоху прекрасной дамы было модно поместить в медальончик и носить с собой. Такие медальончики тоже сохранились в музеях.

Ну, да бог с ними, с блохами, вернемся к теме разговора.

Очень хорошо, что рынок Южного поселка в этом году благоустроили, построили здание администрации, снесли уличный туалет «типа сортира», заасфальтировали территорию и предоставили возможность за символическую плату одним продавать, а другим покупать   «что-то ненужное», и не только поношенную одежду, а различные старинные  вещи, представляющие немалую историческую и художественную ценность, которые в случае отсутствия такого места просто оказались бы выброшенными на помойку.  Именно там одна моя знакомая собрала большую часть своей коллекции фарфоровых статуэток собак, там же можно найти советские значки и марки, монеты, игрушки и многое другое.

Немалую часть южной барахолки прежде занимал «птичий рынок», так уж вот традиционно в Чебоксарах торговля старыми вещами соседствовала с торговлей домашними животными. Еще 20 лет назад я водила туда (за неимением у нас  зоопарка) свою маленькую дочку, чтобы показать ей кроликов, коз, поросят и разную птицу воочию, а заодно хомячков, морских свинок, котят и щенят, отдаваемых часто  «в добрые руки за рубль, чтоб хорошо прижился».

И хотя сейчас я, как серьезный заводчик, никогда не понесу своих котят на птичку, но для беспородных животных, часто просто спасенных добрыми людьми,  это единственная надежда найти хозяев. Так, женщина недавно нашла двухнедельного котенка. Едва открывшего глазки, выкормила его и отдала там в добрые руки. Там же можно купить козу, кроликов, домашнюю птицу: цыплят, утят, индоуток, цесарок, перепелов, причем  разных пород. Серьезно занимающихся разведением породистой домашней птицы у нас немного, во всяком случае, в чебоксарском районе 3-4 человека. С одним из них я разговорилась, фотографируя живность:

-У нас это потомственное, дед мой и отец птицу разводили. Живу в Ишлеях, держу для своего употребления и для удовольствия, это очень интересно. Также и работаю, без этого нельзя, хотя мяса сколько лет уже не покупал. Своим обходимся.

На восточный рынок "Эверест", куда сейчас пытаются перебросить  нас, продавющих свою живность, народу ехать далеко, посетителей там нет. Люди едут сюда, это уже традиция. Поставили бы для нас с краю территории рынка навесы, как в городе, кому это мешает? С людьми же считаться нужно. А так сейчас под деревьями пока торгуем, пока не гонят отсюда, дальше не знаем, как будет.

Неподалеку у забора дома  собралась кампания весьма интересных, интеллигентных (кстати, и непьющих!) мужчин,- это чебоксарские голубеводы, которые собираются на Южном уже много лет по воскресеньям пообщаться, а заодно закупить корм для питомцев, иногда приносят птиц.  Их тоже прогнали с территории рынка.

-Ведь у нас клуб, молодежь бы, мальчишек заинтересовать нашим хобби, а собираться нам негде. Несколько раз мы устраивали выставки, народ был, но нужна более широкая реклама, а это деньги. А тут нужно оборудовать место встреч, каждое воскресенье голубей бы кто-нибудь приносил, и людям посмотреть интересно, и мальчишек многих мы увлекли бы. Мы бы даже сами взялись беседку для себя построить. Чтобы раз в неделю, с 8 до 11. в воскресенье, собираться и птиц показывать.

По-моему, это стоящая мысль.  Почему бы не дать возможность увлеченным людям оборудовать место встреч, выделив им 20 квадратных метров  площади на рынке или около него, чтобы построить «беседку голубеводов»?

Кстати, племенное поголовье породистых животных или птиц также представляет огромную культурную и  эстетическую ценность, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Читала, как в голодное военное время голубеводы делились со своими питомцами скудным кусочком хлеба, полученным по карточкам, и умудрились таким образом сохранить многие породы.

А о значении племенного поголовья сельскохозяйственной птицы, завезенной с крупных выставок и с любовью, умением и терпением разводимой любителями, и говорить  не приходится.  

Необходимо сохранять добрые традиции Южного рынка Чебоксар, развивать их в современном направлении.  

Ведь  «Что имеем, не храним, потерявши, плачем"

 

 

   

 Еще статьи о блошиных рынках мира:

 

       Вы собрались в поездку в другой город или за границу? Любопытно будет, помимо других достопримечательностей, посетить там и блошиный рынок. 

 В этом  разделе ( информация с сайта www.bloxa.ru/articles/) вы можете посмотреть статьи известных 

отечественных и зарубежных изданий о блошиных рыках России и Белоруссии, Украины и Греции, Испании и

Италии, Франции и Марокко, Аргентины и Индии, Германии и Бельгии, Китая и Японии. На фотографиях

запечатлены Тишинка и Сухаревка, рынки Европы и блошиные развалы Востока.

 


Фотографии и статьи о блошиных рынках России и исторически связанных территорий

В разделе представлена информация о рынках 
Москвы, России, Беларуси, Украины, Казахстана, Узбекистана, Финляндии и Болгарии.

Москва  Россия  Беларусь  Украина  Казахстан  Узбекистан  Финляндия  Болгария

 


Фотографии и статьи о блошиных рынках на территории Европы

В разделе представлена информация о рынках 
Польши, Франции, Великобритании, Испании, Италии, Греции, Германии, Израиля и Бельгии.

Польша  Франция  Великобритания  Испания  Италия  Греция  Германия  Израиль  Бельгия 

 


Фотографии и статьи о блошиных рынках на территории Азии и Северной Африки

В разделе представлена информация о рынках 
Китая, Индии, Японии, Марокко, Турции, Тайланда, Кореи и Египта.

Китай  Индия  Япония  Марокко  Турция  Тайланд  Корея  Египет



Фотографии и статьи о блошиных рынках на территории Южной Америки

В разделе представлена информация о рынках 
Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили.

Агрентина  Боливия  Бразилия  Парагвай  Уругвай  Чили

 


Фотографии и статьи о блошиных рынках на территории Северной Америки

В разделе представлена информация о рынках 
США и Мексики.

США  Мексика 


Адреса и время работы постоянных блошиных рынков и блошиных мероприятий ad hoc можно посмотреть в разделах «Каталог по странам» и «Календарь событий».

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz